alex_shutyuk (alex_shutyuk) wrote,
alex_shutyuk
alex_shutyuk

О Старце Горы и его ассасинах


В истории крестовых походов несколько раз упоминается некий таинственный "Старец Горы".
Однажды его послы явились к крестоносцам, вопрошая, почему те не пришли к их властелину с дарами, чтобы попросить о помощи в войне с египетским султаном, на что получили ответ в стиле "вы кто такие, чтоб мы к вам первые с дарами шли? Щас как надаем по шапке, чтоб знали, кто тут главный!". Послы уехали, через некоторое время сами вернулись с дарами, на что были благосклонно одарены в ответ. А спустя еще какое-то время на английского короля Эдварда I посланцем Старца Горы было совершено неудачное покушение. Король сумел убить нападавшего, но сам при этом был ранен кинжалом в руку и и несколько месяцев после покушения болел, возможно потому, что кинжал был отравлен.

Так кто же такой этот Старец Горы и чем его ассасины так впечатлили крестоносцев, что слово "assasin" в английском и французском языках ситало синонимом слова "убийца"?


А дело все в том, что эти самые ассасины (или же хашшашины) под предводительством Хасана ибн Саббаха в тогдашнюю эпоху ратных схваток стали фактически прообразом нынешних террористов-диверсантов. На примере одного случая, когда в отместку за казнь предводителя шиитов одного из городов был убит его визирь-суннит, что имело огромный резонанс в исламском мире, ибн Саббах сделал вывод, что для защиты от агрессивных соседей вовсе не обязательно содержать огромную армию и вести разорительные войны. Достаточно иметь в своем распоряжении хорошо натренированных убийц-диверсантов и развитую сеть информаторов, поставляющих информацию о планах соседей.
И то и другое и ибн Саббаха было. Информация поступала от многочисленных проповедников-шиитов. Кроме того, ибн Саббах одним из первых ввел практику вербовки, получая информацию из самых высших эшелонов власти соседних враждебных государств и мог устранять неугодных правителей еще до того, как они успевали нанести ему какой-то урон.


Подготовка террористов-диверсантов, равно как и разведчиков, происходила в крепости Аламут. Желающих поступить на эти "курсы подготовки" хватало - Хасан ибн Саббах создал себе репутацию человека, устами которого говорит сам Аллах и гибель по его приказу считалась прямым пропуском в рай. Много молодых мужчин приходили под ворота крепости и многих из них отсеивали еще до начала настоящих испытаний - просто неделями не открывая ворота. Даже в самую скверную погоду они вынуждены были ждать и никогда не было известно, когда откроются ворота - сегодня, завтра или через две недели. Многие не выдерживали ожидания и уходили, а самых терпеливых впускали на крепостной двор и снова оставляли ждать, сидя на холодных камнях. Разница заключалась лишь в том, что теперь они в любой момент могли подвергнуться унижениям и избиениям со стороны действующих учеников школы, причем им постоянно повторяли, что они в любой момент могут покинуть крепость без каких-дибо последствий. Многие так и делали и оставались только самые терпеливые и сильные духом, которых по окончании этого испытательного срока впускали наконец в дом, мыли, переодевали в чистое и начинали постепенно готовить. Они изучали восточные единоборства, яды и умели обращаться с любым оружием, но чаще всего убивали в основном коротким кинжалом, который легко было спрятать в складках одежды и незаметно пронести.

Слухи о «Старце Горы» очень быстро распространились далеко за пределы исламского мира. Многие из европейских правителей платили дань, желая избежать его гнева. Ибн Саббах рассылал по всему средневековому миру своих убийц, никогда не покидая, впрочем, как и его последователи, своего горного убежища. В Европе предводителей хашшашинов в суеверном страхе называли «горными шейхами», часто даже не подозревая, кто именно сейчас занимает пост Верховного Владыки. Почти сразу после образования ордена, Ибн Саббах смог внушить всем правителям, что от его гнева невозможно укрыться. Осуществление «акта божьего возмездия» — это лишь вопрос времени.
Хашшашины были невероятно терпеливы, рассчетливы, владели искусством перевоплощения и могли годами ждать подходящего момента. В качестве иллюстрации можно привести вот такую историю. Агенты ибн Саббаха долго и безрезультатно охотились за одним могущественным европейским князем. Охрана вельможи была организована настолько тщательно, что ни одному из убийц не удавалось к нему приблизиться - охрана не отходила от князя ни днем ни ночью. Во избежание отравлений, всю пищу князя предварительно пробовал специальный человек. Ни одик чужак не мог не тольк подойти к князю, но и прикоснуться к чему-либо, чего могла коснуться его рука. Даже оргомные богатства не помогли подкупить кого-то из его охраны. И тогда ибн Саббах решил "пойти другим путем".
Зная, что европейский князь был ярым католиком, Старец Горы отправляет в Европу двух молодых людей, которые по его приказу принимают христианство и начинают вести максимально набожную жизнь - соблюдают все посты, каждый день посещают храм, много часов проводя в молитвах, отпускают щедрые пожертвования на храм, помогают страждущим. Спустя какое-то время они становятся в глазах окружающих "истинными католиками" и их появление в храме не вызывает никаких подозрений, охрана перестает обращать на них внимение, что и нужно было убийцам. Однажды, во время очередного воскресного служения, одному из хашшашинов удалось приблизиться к князю и неожиданно нанести ему несколько ударов кинжалом. Охрана молниеносно среагировала, и нанесенные хашшашином удары пришлись в руку и плечо, не причинив вельможе серьёзных ранений. Однако второй хашшашин, находящийся в противоположном конце зала, воспользовавшись суматохой и вызванной первым покушением всеобщей паникой, подбежал к жертве и нанес ему смертельный удар отравленным кинжалом в самое сердце.

Сам ибн Саббах был мастером мистификаций и, чтобы убедить учеников, что действительно доносит волю Аллаха, прибегал к некоторым ухищрениям. Например, в какой-то момент, ученика в состоянии наркотического опьянение относили в специальное место, изображавшее собой райский сад. Придя в себя, он видел, что его ублажают прекрасные девы, вокруг гуляют райские птицы и присутствуют прочие мыслисые аттрибуты рая. Спустя какое-то время его снова усыпляли и перерносили обратно, после чего объявляли, что показали ему рай, куда он сможет вернутся, если будет с честью исполнять приказы Старца Горы.
Еще один пример мистификаций. В замке ибн Саббаха была комната с отверстием в полу и ямой под ним. В яму садился человек, так что видна была только его голова, которая как-бы лежала на подносе и была загримирована под голову мертвеца. В комнату входили ученики ибн Саббаха, тот читал над головой заклинания и она "оживала", после чего Старец Горы начинал задавать ей вопросы об Аллахе, рае и прочем, естессвенно получая нужные мотивирующие ответы. Потом ученики удалялись впечатленные, а "говорящую голову" доставали из яму, отрубали ему голову, теперь уже по-настоящему и выставляли ее на шесте на всеобщее обозрение.

Нельзя не заметить, что хашшашины своим примером вдохновили многие тайные общества Востока и Запада. Европейские ордены подражали хашшашинам, перенимая у них методику жесткой дисциплины, принципы повышения в ранге, технику знаков отличия, эмблем и символов.

Хасан ибн Саббах умер в 1124 году в возрасте 73 лет. После себя он оставил радикальную религиозную идеологию и тесно сплетенную сеть хорошо укрепленных горных крепостей, управляемых его фанатичными сторонниками. Государству Ибн Саббаха было суждено просуществовать ещё 132 года…
После смерти Ибн Саббаха его преемники не смогли расширить владения государства. Провозглашенные Ибн Саббахом лозунги остались невыполнимыми. Государство хашшашинов начали раздирать острые внутренние кризисы и его былая мощь стала сходить на нет. Хотя хашшашины пережили государство Сельджукидов, возвышение и падение великой Хорезмской державы, основания и крушения ближневосточных государств крестоносцев, государство Аламут неминуемо приближалось к своему закату.
В 1250-х войска Хулагу, внука Чингисхана, вторглись в районы Западной Персии. Ослабленное государство исмаилитов пало практически без боя. Позднее, в 1273 году, египетский султан Бейбарс I уничтожил последнее убежище хашшашинов в горных районах Сирии.
Официально секта хашшашинов прекратила своё существование в 1256 году, после того, как пали крепости Аламут и Меймундиз. Хашшашины, как и прежде, у истоков своего зарождения, были вынуждены рассеяться по горам и уйти в подполье, они больше не восстановили своего могущества. Однако исмаилитское движение продолжило своё существование. В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма. Нынешний прямой потомок последнего «Старца Горы» — принц Ага-хан IV, в 1957 году принял главенство над исмаилитами.

Tags: история
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments