alex_shutyuk (alex_shutyuk) wrote,
alex_shutyuk
alex_shutyuk

Category:

Улучшаем Москву

Originally posted by maxkatz at Улучшаем Москву
Когда я заинтересовался городскими темами, я специально выбрал себе направление, которым в России особенно никто не занимается – пешеходная инфраструктура. Потом, когда я уже активно влился в различные дискуссии о московских проблемах, я ушел больше в транспортные вопросы, потому что невозможно же не говорить о пробках, когда речь идет о Москве.

Посидев на нескольких заседаниях в Мосгордуме, пообщавшись с несколькими департаментами, специалистами, руководителями города и различных городских структур, я обнаружил пару интересных вещей, о которых раньше и не подозревал.
Во-первых, у меня полностью разорвался шаблон о том, как в городе принимаются решения. Раньше я думал, что сидят какие-то умные пожилые дяди, которые хоть и в устаревших, но всё же в профильных местах получили хорошее на тот момент образование, и считал, что таким образом они сидят и обдумывают стратегию развития города, затем округов, районов и на основе этого принимают решения, что и где строить. Я ожидал, что существует какая-то более-менее адекватная структура принятия решений, выработанная годами, и проблема состоит в том, что в ней просто работают некомпетентные, консервативные или нечестные люди. Это оказалось не так.

То есть такие организации и системы существуют, но они не являются источником решений. Источником решений много лет являлось желание человека в кепке: «хочу тут бессветофорное шоссе», говорил человек в кепке. С этого начинался сложный процесс маневрирования тех описанных выше организаций с хоть и устаревшими, но умными дядями: они начинали работать на два фронта, в паблик и внутри системы. С одной стороны на публике отца-батюшку трогать не моги и иди расписывать прессе и населению какое же правильное решение принято, как оно поможет жителям и как оно хорошо для города. С другой, все ведь понимают, что по этим причинам происходила бредятина внутри системы, аппаратно писались всякие докладные записки и отчёты и шепталось на ушко в курилках «вы что, совсем с ума посходили, что ли?!»
Как-то так строилась и строится градостроительная политика в Москве, сейчас только источник решений сменился с человека в кепке на сложную запутанную структуру лоббистов (Собянин, насколько я знаю, такими «решениями» мало грешил, разве что с плиткой и увеличением количества парковок). О градостроительных ошибках, вызванных такой системой принятия решений, мы поговорим в одном из следующих постов.

Описанный выше процесс приводит к тому, что принятие решение зависит не от специалистов, а от лоббистов. Лоббисты действуют разными способами и ведомы разными мотивами: например, есть очень сильное автомобильное лобби, состоящее как из возмущённых пробками горлопанов и не понимающих ничего в транспорте якобы специалистов, так и из финансово заинтересованных строителей дорог. А есть экологическое лобби, состоящее в основном из настоящих специалистов по экологии и неравнодушных людей, которые совершенно искренне пытаются защитить каждое дерево в городе. Есть лобби и у общественного транспорта, оно тоже состоит в основном из специалистов, которые через паблик или внутренние отчёты защищают свою позицию (оно сейчас получило неожиданного союзника в виде адекватного департамента транспорта).
Всё это дело как-то варится в большом котле, в итоге получается такая система сдержек и противовесов: решение почти по всем, к примеру, транспортным вопросам долго принимало автомобильное лобби, но на территорию "природных" вопросов оно залезало с большим трудом, потому что понимало, что люди начнут выходить на улицы, и это опасно.
Экологическое же лобби, со своей стороны, имеет какие-то системные инструменты, вроде того как признать какую-либо территорию ООПТ (Особо охраняемая природная территория), и тогда уже даже человек в кепке не сможет туда воткнуть дорогу.
При отсутствии мастер-планирования такая система, конечно же, ни к чему хорошему привести не может, но хорошо, что хоть как-то это регулируется.

Во всей этой системе полностью отсутствуют те, кого по любой причине хоть как-то интересовало бы качество города для пешеходов. Человек, который находится не в автомобиле, общественном транспорте, парке или здании, совершенно не интересует никакие структуры в мэрии и никакие силы, лоббирующие принятие тех или иных решений. Единственное, что спасает пока пешеходов от того, чтобы им было оставлено лишь столько пространства, чтобы они физически могли пролезть между машинами и зданиями, это старые советские СНИПы.

Городские Проекты проводят исследование пешеходной инфраструктуры Москвы, из исследований видны некоторые совершенно очевидные вещи, которые очень легко поправить и которые резко улучшат жизнь москвичей. Давайте пройдёмся по некоторым из них.

Стратегия:
  • Город должен быть удобен в первую очередь для пожилых людей и детей. Пожилые люди менее мобильны, а у детей намного выше требования к безопасности окружающей среды. Если город будет удобен для пожилых людей и детей, то он автоматически станет удобен и для всех остальных групп
  • При планировании инфраструктуры городских улиц (не магистралей) в первую очередь нужно думать об удобстве пешеходов, во вторую об общественном транспорте, в третью о передвигающихся автомобилях, в четвёртую о стоянке.
  • При организации общественных пространств главная задача это стимулировать необязательную активность на них. То есть люди бежать по тротуару на работу будут в любом случае, независимо от его качества. А вот проводить время на улице люди станут только тогда, когда пространство вокруг качественное и удобное. Когда на улицах только обязательная активность, то на них небезопасно и некомфортно, люди там бегут мимо, их визуально мало (кроме часа пик в некоторых местах). Соответственно, главный показатель эффективности мэрии в работе над общественными пространствами это количество людей, которые проводят там время не по необходимости, а потому что им там нравится.

Тактика

В одном из прошлых постов мы уже обсуждали 12 принципов удобства пространства, которые разработал Gehl Architects. Самое время о них вспомнить:

Безопасность и защита

1. Защищено ли место от автомобилей или надо постоянно смотреть вокруг, чтобы не попасть под машину?
2. Безопасность в плане преступлений — много ли людей на улице (ведь чем больше - тем безопасней)? Хорошее ли освещение? Активна ли жизнь вокруг этого места?
3. Защита от неприятных погодных условий — есть куда спрятаться от дождя? Ветрено ли? Есть ли защита от солнца и наоборот солнечные места?

Комфорт

4. Удобство ходить — достаточно ли места? Фасады активные или глухие? Не надо ли обходить объекты? Хорошее ли покрытие?
5. Удобство стоять — есть ли на что облокотиться? Есть ли на что остановиться посмотреть?
6. Места отдыха — есть ли зоны, где можно посидеть? Хороший ли вид? В тени они или на солнце? Скамейки? Уличные кафе?
7. Визуальное восприятие — видно ли происходящее вокруг? Есть ли хороший пейзаж, вид на воду или еще какой-то приятный вид? Хорошее ли освещение?
8. Возможность общаться — тихое или шумное место? Городская мебель расположена удобно для того, чтобы можно было поговорить?
9. Возможность играть и развлекаться — есть ли чем заняться? Пробежка? Уличные тренажеры? Спортивные сооружения?

Удовольствие от места

10. Масштаб — здания и объекты соразмерны человеческому восприятию или вокруг стоят огромные небоскребы и давящие монументы?
11. Погода — есть ли где охладиться в жаркий день и согреться в холодный?
12. Позитивное восприятие места — хороший дизайн и внимание к деталям, качественные материалы, деревья, цветы, вода.


Если кратко и тезисно, то первые шаги такие:
  1. Убрать с тротуаров и с общественных зон автомобили
  2. Добавить побольше мест, где человек может присесть и отдохнуть, выпить чашку кофе, пообщаться с кем-нибудь, как просто на тротуарах, так и на площадях
  3. Расширить тротуары там, где они узкие, и сделать так, чтобы на пути не было посторонних объектов
  4. Заняться площадями, районными парками и скверами, общественными местами: сделать их приспособленными для того, чтобы там можно было проводить время
  5. Организовать нормальные переходы через улицы (светофорные, с длинной фазой для пешеходов)
  6. Предпринять меры по снижению скорости движения автомобилей в жилых районах
  7. Хорошо чистить улицы, разобраться с химикатами, которые используют зимой, и грязью, которая лежит круглый год
  8. При ремонте улиц и закупке уличной мебели нужно использовать дорогие и качественные материалы
  9. Прекратить втыкать везде заборы и перестать запрещать людям ходить по траве
  10. Устроить цивилизованные места для выгула собак
  11. Делать больше пешеходных зон и пешеходных улиц
  12. Вернуть дворы людям и убрать из них парковки (можно не 100% парковок, а, например, 60%)
  13. Ликвидировать визуальный мусор
  14. Хорошо освещать город вечером
  15. Перед тем, как что-то благоустраивать, ремонтировать или изменять, нужно заказывать дизайн. Без дизайна и архитектурного проекта сколько миллиардов ни закопай, но лучше территория не станет

Если показывать на картинках, то улица должна выглядеть не так




А вот так




Площадь должна быть не такая



А такая



Остановка трамвая должна выглядеть не так




А так




Всё это сделать совсем не сложно, деньги на это есть, возможности есть. Проблемы состоят только в том, что я описал в начале поста.




Оглавление журнала
Subscribe

  • Двірцева майже всьо

    Проходив днями через Двірцеву з Чернівецькою та нестримався, щоби не пофоткати актуальний стан, а то в мене вічно купа фоток будівництва, а фото…

  • Портрет львівського автомобіліста (ч.2)

    Пам'ятаєте, я робив опитування для львівських автомобілістів? Воно принесло досить цікаві результати і поки читав їх - виникли ідеї, що ще…

  • Спільнокошт велопарковок

    Зараз розкажу вам про ще один актуальний спільнокошт. Якщо ви регулярно їздите містом на велосипеді, то мабуть стикалися із ситуацією, коли у…

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments